Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся
поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костюма.
Одной из парадных одежд была ферязь — особый вид кафтана из дорогой ткани
(рис. 69). Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была широкой в
подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь
надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его
во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Эта
одежда была привилегией знати и подчеркивала ее классовое положение,
пренебрежительное отношение к физическому труду. Благодаря этому кафтану
появилось выражение «работать спустя рукава».
Летом поверх кафтана надевали однорядку — одежду, сшитую из
одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль
плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила
до щиколотки, застегивалась встык и часто опоясывалась.
Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в
XV и XVI веках. Это была неширокая распашная длинная одежда (до
щиколотки), которая спереди застегивалась встык на петлицы. Охабень имел
длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно не носили: руки
продевали в разрезы, сделанные спереди по пройме, в которую вшивали
рукава, а рукава завязывали сзади на талии. Охабень имел четырехугольный
откидной воротник почти до середины спины. Его шили из дорогих тканей —
объяри, атласа, бархата или парчи (рис. 70).
Разновидностью охабня был опашень. Как показывает само
название, эту одежду носили внакидку — «наопашь». Опашень считался летней
одеждой. Он имел откидные длинные рукава, спущенные вниз и висящие вдоль
фигуры. У опашня не было ни воротника, ни петлиц, и его никогда не
подпоясывали.
В XVII веке вошла в обиход у знати еще одна парадная одежда —
ферезея. Эта одежда была подбита или опушена мехом и могла иметь меховой
воротник. Шили ферезею из золотых тканей, носили внакидку, застегивая лишь
у шеи.
Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои
населения — от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси
никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил
подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили
обычно шубы на овчине, зайце, а знать — на куньем, собольем, песцовом или
черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата. В
парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Существовало
несколько типов шуб. Наиболее распространенными были русские и
турские.
Русская шуба (рис. 71) была массивной и длинной, почти до
самого пола, прямой, расширяющейся книзу (в подоле до 3,5 м); спереди она
завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися
почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук.
Широкий отложной воротник и обшлаг были меховые.
Турская шуба считалась чрезвычайно парадной одеждой, и носили
ее обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими
рукавами.
Обувью в деревне служили онучи и лапти, а в городе — сапоги.
Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог
обычно были тупыми, а у знати — иногда загнутыми вверх. Сапоги имели
короткие, ниже колен, голенища, срезанные к колену углом. Шили их из
цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой и даже
каменьями. В конце XVII века под влиянием западных мод знать начинает
носить низкие туфли.
Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к
домонгольскому периоду. Однако они стали гораздо разнообразнее, а отделка
богаче. Все шапки имели вид конуса или колпака (рис. 72) и обычно были с
опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшую шапочку — тафъю,
имевшую вид круглой тюбетейки. Она богато украшалась. Поверх тафьи при
выходе из дома надевали другие головные уборы. Наиболее распространенной
была мурмолка — невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из меха или
из другой материи.
Среди знати были распространены и меховые шапки — так
называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурой лисы (рис.
74). Горлатная шапка представляла собой меховой высокий, расширяющийся
кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Горлатную шапку часто не
надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.
В народе носили грешневик(высокий головной убор с небольшими
полями) и треух.
Боярский костюм дополнялся рукавицами с крагами, часто
вышитыми, или перчатками, которые появились на Руси в XVI веке,
сумкой-калитой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях — богатым
посохом высотой до плеча.
Одежда царя в будние дни ничем не отличалась от одежды знати. Однако при различных торжествах, особенно во время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством.
В облачение (орнат) царя входило платно — распашное длинное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу и имевшее широкие недлинные рукава. Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной
полосой. Платно шили из золотых тканей — алтабаса и аксамита. Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник — бармы. Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки.
Поверх барм надевался золотой «наперстный» крест, а в наиболее торжественных случаях окладенъ — золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов. Облачение дополнялось скипетром и державой. Скипетр — жезл, а держава — полый золотой шар
с крестом, символизирующий власть царя над миром.
На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «шапки Мономаха», традиционного головного убора русских царей. Шапка Мономаха представляла собой невысокий конусообразный головной убор с собольей опушкой
и крестом сверху (рис. 73).
Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна или бархата с дорогим шитьем, а с XVI века — мягкие, богато украшенные туфли.
Воинский костюм — доспех — по сравнению с домонгольским периодом изменился сравнительно мало, главным образом в деталях. На Московской Руси основой доспеха была по-прежнему кольчуга. Кольчужная рубаха стала только
несколько короче, что было обусловлено техникой конного боя. Иногда кольчуга имела разрез сверху донизу, превратившись таким образом в куртку. Часто к кольчужному доспеху на груди и спине крепились металлические пластины. Кольчуга
могла быть без рукавов — так называемый колонтаръ.
Конникам одеждой служил тягиляй — длинный кафтан с воротником-козырем. Тягиляй шили на подкладке, а между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами. Воеводы поверх кольчуги
надевали на грудь короткую металлическую кирасу, на руки — металлические пластины (наручи) и рукавицы. Ноги защищали «бронированные» сапоги — бутурлыки или сапоги, покрытые металлическими пластинами наподобие чешуи. Поверх доспеха
воеводы надевали еще налатник — короткий плащ типа нарамника с несшитыми в боках полами и широкими короткими рукавами. Налатник имел спереди разрез и застегивался на пуговицы (рис. 75).
Русские шлемы были остроконечной формы. В отличие от западноевропейских шлемов они всегда были без забрала, но с подвижным наносником — стрелкой. За период войн с монголами русские шлемы изменили свою форму. Они
потеряли высокие навершия, так как высокие шлемы легко было сбить саблей — главным оружием монголов. Некоторые русские шлемы, так называемые мисюрки, имели плоский верх и кольчужную сетку — бармицу, короткую спереди и удлиненную
с боков и сзади. Иногда бармицу застегивали спереди под подбородком. Военачальники носили богато декорированный шлем луковичной формы с козырьком и стрелкой.
Впервые некоторая регламентация в отношении военного костюма произошла во второй половине XVI века. В это время появились в Москве первые регулярные войска стрельцов. Стрельцы были одеты в длинные, доходившие до
щиколотки кафтаны из цветного сукна. Каждый полк имел кафтаны определенного цвета. Они были со стоячими воротниками и застегивались на цветные петлицы.
Головным убором стрельцов была шапка типа мурмолки с меховой опушкой. Вооружение их состояло из сабли, которую носили у левого бедра на поясной портупее, длинноствольного самопала и бердыша — серповидной секиры на
длинном древке. Через левое плечо стрельцы носили большой кожаный ремень — берендейку, к которой подвешивали зарядцы. Костюм офицеров («начальных людей») отличался большим количеством петлиц, богатым кушаком и перчатками, иногда
меховой опушкой воротника. Оружием офицеров был протазан — копье на длинном древке.
С образованием Московского государства появилась на Руси специальная личная охрана царя — рынды (при Василии Третьем) и почетная дворцовая стража — жильцы (при Иване Четвертом). Одежда рынд была очень нарядной и
эффектной. Они были одеты в ферязь белого цвета из бархата, атласа или сукна с горностаевой опушкой и петлицами из серебряных шнуров. Иногда вместо ферязи мог быть надет белый терлик. С XVII века из-под ферязи или терлика виднелся
белый стоячий воротник-козырь, шитый жемчугом. Костюм дополнялся белыми сафьяновыми сапогами, белой песцовой шапкой либо белой мурмолкой с горностаевой опушкой. Поверх ферязи надевали две золотые цепи, перекрещивающиеся на груди,
иногда драгоценный пояс. В руках у рынд были небольшие топорики (рис. 76).
Жильцы носили кафтаны или терлики различных цветов с козырями. Головным убором были золотые шапки типа мурмолки с меховой опушкой, обувью — цветные сапоги. Оружием служили протазаны и сабли.
<< Назад Далее>>
|